г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости Ретроспективный анализ развития взаимодействия между государством и неправительственными организациями в Казахстане

Ретроспективный анализ развития взаимодействия между государством и неправительственными организациями в Казахстане

В целом нормативно правовые основы, закрепляющие необходимость взаимодействия государства и НПО, были заложены еще в 1996 году с принятием Закона РК «Об общественных объединениях».

Данный документ не только определил само понятие «общественные объединения», но и закрепил их право «сотрудничать и взаимодействовать с государственными органами, заключая с ними соглашения», и «по договорам с государственными органами выполнять для них определенные работы, предусмотренные законодательством».

В начале 2001 года был принят Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях», который также указывал на то, что «государство поощряет формирование и активную деятельность некоммерческих организаций» и определял курс на взаимовыгодное сотрудничество – «некоммерческие организации в соответствии с целями своей деятельности могут сотрудничать с государственными органами, заключая с ними соглашения, и выполнять для них определенные работы».

В первой половине 2000-х годов вопрос создания механизма взаимодействия государства с НПО начинает активно обсуждаться.

С целью повышения роли НПО в принятии государственных решений и влияния на общественное мнение в 2002 году была разработана «Концепция государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан». Данная концепция была призвана решить проблему неравномерности развития НПО в регионах (активизация третьего сектора традиционно прослеживалась в крупных областных центрах, Алматы и Астане), а также обозначить принципы и формы господдержки НПО.

В октябре 2003 года в Астане участники Гражданского форума выступили за формирование новой модели отношений между государством и НПО, предполагающей развитие механизмов прямой и обратной связи между государством и гражданским обществом. Четыре Гражданских Форума, прошедшие с 2003 по 2009 годы, стали платформой партнерского диалога для обсуждения и дальнейшей разработки эффективных механизмов и моделей социального партнерства на национальном и региональном уровнях.

Одновременно с этим начинается совершенствование законодательной базы деятельности НПО. Конституционные положения (Статья 5), фиксирующие недопустимость незаконного вмешательства государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства; возложения на общественные объединения функций государственных органов (21 мая 2007 года данный пункт исключен); а также запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, дополнились пакетом законодательных норм.

В апреле 2005 года был принят Закон «О государственном социальном заказе», который вывел взаимодействие государства и третьего сектора на новый уровень, определив сферы взаимодействия (реализации госоцзаказа), роли участников и принципы правового регулирования процесса реализации госсоцзаказа. За прошедшие годы законодательство в сфере государственного социального заказа претерпело множество изменений: совершенствовалось, уточнялось и дополнялось.

На сегодняшний день помимо государственного социального заказа инструментами финансовой поддержки институтов гражданского общества также являются государственные премии и грантовое финансирование.

Также в 2005 году в целях дальнейшего развития неправительственного сектора, его конструктивного взаимодействия с государственными органами был создан Координационный совет по взаимодействию с неправительственными организациями при Правительстве Республики Казахстан (Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2005). Его основной задачей стала выработка предложений по: совершенствованию системы взаимодействия и сотрудничества государственных органов и неправительственных организаций, привлечению неправительственных организаций к формированию и осуществлению социальной политики государства, созданию условий для роста гражданской инициативы, совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам деятельности неправительственных организаций.

Становление гражданского общества в стране было отражено и в Концепции развития гражданского общества в РК на 2006-2011 годы. Она стала основой для совершенствования, дальнейшей разработки и принятия законодательных и иных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для развития институтов гражданского общества.

Закон РК «Об общественных советах» действует в стране начиная с конца 2015 года. Он определил правовой статус, порядок формирования и организацию деятельности общественных советов, направленной на реализацию государственной политики по формированию подотчетного перед населением государства, обеспечение широкого участия некоммерческих организаций, граждан в принятии решений государственными органами всех уровней.

Важным этапом развития взаимодействия стала и реализация принятого в конце 2015 года Национального плана по развитию взаимодействия неправительственных организаций и государства в Республике Казахстан на 2016 — 2020 годы.

Нацплан предполагал реализацию множества мероприятий, направленных на:

  1. Развитие системы общественного мониторинга и контроля
  2. Участие неправительственных организаций в развитии местного самоуправления
  3. Расширение отраслевого сотрудничества государства и неправительственных организаций
  4. Расширение роли неправительственных организаций в развитии культуры благотворительности и социальной ответственности
  5. Развитие взаимодействия с международными неправительственными организациями
  6. Модернизацию общественного сознания: взаимодействие государства и неправительственных организаций

На сегодняшний день указом Президента утвержден и действует новый стратегический документ, определяющий основные направления развития гражданского сектора в долгосрочной перспективе – Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2020-2030 гг. Документ определяет основные задачи и приоритеты в сфере взаимодействия гражданского общества и органов власти. В Концепции предусмотрены новые подходы по трансформации деятельности гражданского сектора. Реализация комплекса мер, заложенных в Концепции, определена до 2030 года. Концепция будет реализована в двух этапах: первый этап с 2020-2025 годы и второй этап с 2026-2030 годы. В Концепции развития гражданского общества состоит из 6 разделов, выделены 5 ключевых направлений.

  1. создание благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов, в том числе в общественно-политической сфере;
  2. поддержка и развитие гражданской активности;
  3. повышение уровня участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия решений и управлении государственными делами;
  4. укрепление потенциала институтов гражданского общества;
  5. вовлечение гражданского общества в имплементацию целей устойчивого развития ООН в Казахстане (https://e-history.kz/ru/news/show/33073/).

За последние 30 лет выросла и сеть неправительственных организаций от 100 НПО до 22 тысяч. В стране появились новые и достаточно сильные инициативы НПО, большинство из которых функционируют успешно, реализуя широкий спектр услуг для общества. В практическом плане институты гражданского общества с каждым годом находят свое применение в политических, социальных, экономических, культурно-гуманитарных сферах жизни государства и общества.

Таким образом на сегодняшний день в Казахстане созданы и продолжают совершенствоваться правовые основы для деятельности организаций гражданского общества. Принимаемые документы позволяют реализовывать лучшие практики и внедрять традиции, которые поддерживаются обоими сторонами взаимодействия.

 

1

Related Post

Чего не хватает студентам и выпускникам вузов?Чего не хватает студентам и выпускникам вузов?

Приглашаем студентов старших курсов и выпускников вузов ВКО в возрасте до 29 лет принять участие в анкетировании. В рамках экспериментального социального проекта, реализуемого Социальным корпоративным фондом «ЗУБР» по заказу Управления

Анонс проектаАнонс проекта

Уважаемые коллеги, партнеры, друзья!    На протяжении ряда лет Консалтинг-Центр «ЗУБР» активно участвует в совершенствовании системы государственного социального заказа в РК. И потенциал для этого есть! Имеющиеся же проблемы в

Сравнительный анализ планов закупок по Государственному социальному заказкуСравнительный анализ планов закупок по Государственному социальному заказку

Проект «Внедрение механизмов прозрачности и доступности участия НПО в системе госсоцзаказа» реализуется при поддержке Фонда Евразия в рамках программы «Социальные инновации в Центральной Азии», финансируемой Агентством США по международному развитию