Консалтинг-Центр «ЗУБР» продолжает свою деятельность  в рамках проекта «Оказание информационной, консультативной, методической поддержки государственным органам, формирующим и реализующим государственный социальный заказ» по заказу Комитета по делам гражданского общества Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан. На Республиканском семинар-тренинге для государственных служащих «Государственный социальный заказ как эффективный механизм реализации государственной политики» велось обсуждение актуальных вопросов, таких как взаимодействие государства и неправительственных организации ( -далее НПО), а также качество конкурсных заявок, подаваемых НПО, результат реализации социальных проектов  и социальных программ, удовлетворенность потребностей общества.

Деятельность НПО является необходимым условием для становления и развития гражданского общества   в    Казахстане.   Со стороны НПО ведется активное сотрудничество с государственными органами, а так же бизнес-структурами и международными сообществами. Реализация государственного социального заказа ( -далее ГСЗ) решает наиболее проблемные вопросы граждан, способствуя укреплению экономической, политической и социальной устойчивости Республики.

В нашей стране «Третий сектор» динамично развивается и имеет серьезный опыт в реализации социально направленных проектов. Создана законодательная база, регулирующая деятельность НПО, где отражены механизмы, принципы, обязанности и приоритеты сторон. Также обозначена правовая основа для участия НПО в реализации социальных программ, социальных проектов, направленных на решение задач в социальной сфере, за счет бюджетных средств.

Однако, ситуация в данной области нуждается в постоянном изучении и анализе. Значимое влияние на реализацию социального заказа в Казахстане оказывают такие факторы как: некачественное выявление реальных потребностей граждан при отборе проектов,  слабое влияние НПО на формирование тем социального заказа, недостаточность долгосрочных социальных проектов для достижения полноценного социального эффекта, демпинг со стороны недобросовестных НПО и отбор проектов по критерию минимальной цены. Настораживающей тенденцией становится «оптовый закуп лотов», при которых НПО подают заявки на множество программ по всей стране, заведомо зная, что не располагают достаточным количеством ресурсов для качественной реализации проектов.

Нужно понимать, в какой мере услуги, предоставляемые в рамках реализации ГСЗ,  соответствуют интересам общества. Спектр услуг НПО разнообразен и подходы к реализации проектов у всех индивидуальны. Оценить качество реализации государственного заказа очень сложно, ведь у самих заказчиков критерии оценки услуг различны.

Предполагается, что данные различия поможет снять введение стандартов ГСЗ. Планируется стандартизировать следующие виды услуг, оказываемых посредством государственного социального заказа:

1)        обучающие услуги;

2)        консультационные услуги;

3)        информационные и методические услуги;

4)        исследовательско-аналитические услуги;

5)        услуги по организации мероприятий;

6)        услуги по организации работы гражданского (ресурсного) центра.

Стандарты государственного социального заказа станут основополагающим инструментом при разработке конкурсной документации. Введение единых требований по оказанию услуг создаст основу для общих ориентиров качества и как следствие, повысит результативность реализации социальных проектов, а также позволит заложить систему мониторинга и оценки качества услуг.