В период с 16 по 27 июня на территории Восточного Казахстана специалисты Социального корпоративного фонда «ЗУБР» проводили Школу.  Школу, где обучали навыкам гражданских специалистов.  Школу, где каждый, кто считает себя инициативным, кто готов к инновациям, кто в своей деятельности уже имеет опыт реализации общественных инициатив или желание их реализовывать в будущем мог пройти обучение и освоить базовые навыки по гражданским специальностям Социальный организатор/модератор, Гражданский эксперт/монитор и PR-специалист в общественной сфере - «Школа гражданских инициатив: разное происхождение – равные возможности»[1].

Что такое гражданская специальность?  Впервые термин «гражданские специальности» ввели наши российские коллеги и включили в данное определение те основные роли и умения, которые необходимы каждому общественному движению для того, чтобы оно могло успешно действовать.

Несмотря на отсутствие официального определения данного термина, на наш взгляд, он очень точно описывает тот комплекс знаний и навыков, которыми должен овладеть любой общественный лидер, гражданский активист, руководитель инициативной группы, сотрудник НПО.  И мы нашли таких людей!  50 человек из числа представителей сферы внутренней и молодежной политики, Домов дружбы и этнокультурных центров, библиотек и музеев, школы искусств и НПО, студенты и члены молодежного крыла «Жас Отан», СМИ.

Что же происходило?  Данная школа проходила в виде кустовых семинаров-тренингов 16-17 июня в г.Семей и 26-27 июня в г.Усть-Каменогорск с вовлечением представителей районов и городов.  Программа Школы была разработана таким образом, чтобы участники, вне зависимости от выбранной гражданской специальности, получили общие навыки и знания, которые они могут использовать в рамках своей деятельности, а также навыки, непосредственно связанные с гражданскими специальностями:

·         Структура и институты гражданского общества, гражданское пространство города/села.

·         Принципы, формы и методы гражданского участия.

·         Эдвокаси (цели, этапы разработки и проведения эдвокаси-кампаний).

·         Типы лидерства, требования к лидеру команды.

·         Как формировать команду и управлять процессами в команде – роли в команде, стадии развития команды, эффективная команда.

·         Технологии регулирования социальных конфликтов, типы разрешения конфликта.

·         Навыки эффективной презентации.

·         Навыки подготовки и процесс администрирования мероприятий.

Блок работы над гражданскими специальностями включал в себя разработку ключевых знаний, навыков, умений и качеств каждого гражданского специалиста, на основании которых участники могли выбрать для себя наиболее подходящую роль гражданского специалиста, сопоставив свои знания, навыки и личностные качества с его качествами, и затем нарабатывали знания, исходя из выбранной специальности.

Таким образом, в результате обучающего курса Восточно-Казахстанская область «приобрела» 17 социальных организаторов/модераторов, 15 гражданских экспертов, 13 PR-специалистов в общественной сфере. Пять участников пока так и не определились с выбором специальности, практика покажет. 

Информационно и методически «подкованные» гражданские специалисты разъехались и уже приступили к своей текущей деятельности.  Но, вдохновленные и полные новых интересных идей, они готовы уже сегодня внедрять полученные знания на своей территории.  Помогут им в этом консультации специалистов СКФ «ЗУБР» и карманные справочники по гражданским специальностям.




[1] В рамках проекта «Обеспечение функционирования Методического центра и проведение комплексной информационно-обучающей кампании по формированию и укреплению казахстанской идентичности и межнационального согласия» (при поддержке ГУ «Управление внутренней политики ВКО»).