г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости Результаты социологического исследования по вопросам коррупции

Результаты социологического исследования по вопросам коррупции

Результаты социологического исследования по вопросам коррупции, проведенного Социальным корпоративным фондом «ЗУБР» в рамках проекта «Формирование атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе» по заказу ГУ «Управление внутренней политики Восточно-Казахстанской области» (июнь 2010 г.)

Цель: выявление отношения граждан Восточно-Казахстанской области к коррупции как к социальному явлению, причинам её возникновения, уровня терпимости населения к коррупции.

В опросе приняли участие300 респондентов в возрасте от 18 лет и старше. 

Территориальный охват: Восточно-Казахстанская область: г. Усть-Каменогорск, г. Семей и Шемонаихинский район.

Выборка исследования строится следующим образом: на первом этапе в качестве объекта исследования были выбраны три населенных пункта – г. Усть-Каменогорск (как областной центр), г. Семей (как крупный город области, имеющий важное социально-экономическое и культурное значение и свои особенности) и несколько населенных пунктов Шемонаихинского района (как пример сельской местности).

Далее по всем трем выбранным географическим единицам была построена пропорциональная стратифицированная выборка, которая учитывает географические, этнические, половозрастные особенности населения и строится пропорционально реальному распределению населения.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ КОРРУПЦИИ

Вопрос: Насколько широко, по Вашему мнению, распространено в ВКО такое явление, как коррупция?

Рис. 1

По мнению граждан большинства жителей (71,3%), уровень распространения такого явления, как коррупция, в Восточно-Казахстанской области достаточно высок (рис. 1).  Так, 20% опрошенных считают, что коррупция распространена повсеместно и еще 51% — достаточно широко. Утверждать, что коррупция в нашей области мало распространена или практически не распространена, взялись лишь 7,7% и 3,7% граждан соответственно.  При этом, в сельской местности доля тех, кто считает, что коррупция распространена повсеместно, в два раза больше, чем в городах (32% против 17%), и на это стоит обратить внимание!

Надо отметить, что, как это ни странно, молодежь более скептически настроена по данному вопросу.  Среди людей в возрасте от 18 до 29 лет 26% считают, что такое явление, как коррупция, распространено в нашей области повсеместно, и 56% — что распространено достаточно широко.

А вот в сравнении с результатами прошлого года, «картина» выглядит несколько оптимистичнее. В 2009 году большинство граждан (83%) считали, что такое явление, как коррупция, распространено повсеместно или достаточно широко. Были те, кто затруднился ответить, но тогда ни один из респондентов, принявших участие в предыдущем опросе, не взялся утверждать, что коррупции в нашей области нет или что она мало распространена.

Среди наиболее распространенных видов коррупции «тройку лидеров», по мнению жителей, возглавляет взяточничество – 72% (табл. 1).  На втором и третьем месте по «популярности» так называемое «кумовство» (35%) и использование должностного положения (34%).

Таблица 1

Вопрос: Какой из видов коррупции наиболее распространен?

 

Взяточничество

72,3%

Содействие в решении каких-либо вопросов по признакам родства («кумовство»)

35,0%

Использование должностными лицами служебного положения для получения каких-либо благ и преимуществ

34,3%

«Откаты» и/или «услуги» для победы в конкурсах и тендерах

30,0%

Присвоение бюджетных средств

23,0%

Вымогательство

18,0%

Затрудняюсь ответить

7,3%

Другое

0,3%

При этом, если проанализировать, где выше уровень коррупции – в городе или в сельской местности, — большинство опрошенных (42%) уверены, что уровень коррупции в городах выше, чем в сельской местности (рис. 2).  Здесь сошлись во мнениях и городские жители, и жители сельской местности. А среди представителей села вообще нет ни одного, кто бы сказал о том, что уровень коррупции в сельской местности выше, чем в городе. По мнению 41% респондентов уровень коррупции в городах и на селе либо одинаковый, либо вообще не зависит от местности.

Если вернуться к первому вопросу, получается, что сельские жители в большинстве своем уверены в том, что коррупция в нашей области распространена повсеместно или достаточно широко, но в основном это касается городов, а не тех населенных пунктов, где они сами проживают. 

Вопрос: По Вашему мнению, уровень коррупция выше…?

Рис. 2

Наиболее коррумпированными, по мнению жителей ВКО (табл. 2), являются такие структуры, как дорожная полиция – 54%, медицинские учреждения – 38%, образовательные учреждения – 28%, суды – 25%. Наименее коррумпированные – церкви, религиозные объединения, неправительственные организации, политические партии, СМИ – по 2%, органы соцзащиты, органы архитектуры и строительства – по 3%,  ЦОНы, колонии, следственные изоляторы – 5%.

При этом, среди жителей села значительно больше доля тех, кто назвал в числе наиболее коррумпированных организаций органы дорожной полиции (71%), таможенные и налоговые органы (по 33%).  А вот городское население, в свою очередь, гораздо чаще сельчан «жалуется» на наличие коррупции в образовательных и медицинских учреждениях.  Можно предположить, что это связано с тем, что большая часть крупных специализированных медицинских учреждений находится в городах, поэтому именно там чаще всего приходится сталкиваться с проблемой получения талонов к узким специалистам, проведения диагностических и медицинских процедур и т.д.  То же можно сказать и об образовательных учреждениях – ВУЗы и профессионально-технические учреждения находятся в городах.

В исследовании прошлого года наиболее коррумпированными структурами были названы полиция (18%), образовательные учреждения (13%), налоговые органы, органы юстиций, суд (по 12%), регистрационные и лицензирующие органы и вооруженные силы, армия (по 10%). Наименее коррумпированными: политические партии (0%), неправительственные организации и религиозные объединения (1%), СМИ (2%), бизнес, частный сектор (3%).

Заметна «неприятная» динамика роста имиджа коррупционеров в глазах населения по некоторым структурам, как например, образовательные учреждения с 13% до 28%, суд с 12 до 25 %, а также частные предприятия с 3% до 8,4%.

Интересен тот факт, что «лидер» в списке — органы дорожной полиции — активно борется с проявлениями коррупции: устанавливаются видеокамеры, оплата штрафов переносится с проезжей части, где выявлено нарушение, в кабинеты и т. д. И при всем при этом доля тех, кто считает данный орган коррумпированным, не снижается, а наоборот увеличивается. Конечно, возможно, такой результат является следствием стереотипного представления граждан.  Но и в этом случае представителям дорожной полиции следует задуматься и предпринять меры для изменения собственного имиджа в глазах населения.

Надо также сказать, что мнение молодежи и в данном вопросе несколько отличается. Так, например, тех, кто назвал в числе наиболее коррумпированных структур образовательные учреждения, 35,4% — это на 7,6% больше среднего показателя.  Это объясняется тем, что именно молодые люди, среди которых много студентов, могут более объективно судить о действительном уровне коррупции при сдаче зачетов и экзаменов, поступлении в ВУЗы и т.д.  Значительно выше показатели ответов молодых людей и по таким структурам, как таможенные органы (на 8,7%), колонии, следственные изоляторы (на 6%), налоговые органы (на 4,9%).  

Таблица 2

Вопрос: Какие, на Ваш взгляд, из ниже перечисленных структур

наиболее коррумпированы в настоящее время?

Дорожная полиция

54,2%

Медицинские учреждения

37,8%

Образовательные учреждения

27,8%

Суды

24,7%

Таможенные органы

19,1%

Налоговые органы

15,4%

Прокуратура

12,4%

Маслихаты (областной, городские, районные)

11,0%

Органы земельных отношений и регистрации недвижимости

10,4%

Военкоматы

10,4%

Финансовая полиция

8,7%

Частные компании и предприятия

8,4%

Вооружённые силы, армия

8,0%

Органы полиции по охране общественного порядка

7,0%

СЭС

7,0%

Миграционная полиция

5,7%

Колонии, следственные изоляторы

5,4%

ЦОНы

4,7%

Органы соцзащиты

2,7%

Органы архитектуры и строительства

2,7%

СМИ

2,3%

Неправительственные организации, политические партии

2,3%

Церковь, религиозные объединения

2,0%

В то же время почти половина (44%) ответивших на вопросы анкеты утверждают, что за последний год ни им, ни членам их семьи не приходилось сталкиваться с ситуацией взяточничества при решении интересующего их вопроса (табл. 3).  Это свидетельствует о том, что во многом о коррупции принято судить не на основе собственного опыта, а по рассказам своих близких, друзей и знакомых, а также по результатам пропаганды, которая идет в СМИ.

Из 56% граждан (это на 4% больше, чем в прошлом году), которым все же пришлось столкнуться с коррупцией в течение последнего года, 28% утверждают, что на даче взятки настаивало само должностное лицо.  При этом, в 19% случаев материальное вознаграждение в виде взятки было уплачено, а в 9% — граждане отказались решать вопрос подобным образом и искали законные пути отстаивания своих интересов.  Признались в том, что сами были инициаторами незаконного решения проблем, 30% граждан (к слову сказать, это на 12% больше, чем по результатам опроса прошлого года).  Вместе с этим, лишь 6% из числа опрошенных сказали о том, что должностное лицо, от которого зависело решение вопроса, отказалось от предлагаемого вознаграждения.

Из приведенных данных можно также сделать вывод о том, что коррупция в Восточном Казахстане в настоящее время носит обоюдный характер: количество взяткодателей и тех, кто желает получить дополнительную материальную «благодарность» за свою работу, примерно равное.

Как показывает исследование, чаще всего с коррупцией приходится сталкиваться мужской половине населения.  Также чаще это городское население в возрасте до 50 лет с уровнем доходов от 50 до 100 тыс. тг.  По роду занятий с коррупцией чаще сталкиваются индивидуальные предприниматели и работники бюджетной сферы.

Таблица 3

Вопрос: Приходилось ли Вам или членам Вашей семьи за последний год  давать взятки или оказывать какие-либо «услуги» (ужин в ресторане, ремонт квартиры, автомобиля и т. п.)должностным лицам, от которых зависело решение интересующего Вас вопроса?

 

Нет, ни я, ни члены моей семьи не сталкивались с подобными ситуациями за последний год

44,0%

Приходилось предлагать взятку или «услуги», которые впоследствии были приняты

24,3%

Должностное лицо настаивало на даче взятки или оказании «услуг», которые пришлось заплатить/оказать

19,3%

Должностное лицо настаивало на даче взятки или оказании «услуг», но мы отказались это делать

9,0%

Приходилось предлагать взятку или «услуги», но должностное лицо отказалось принять их

6,0%

Нужно отметить, что при столкновении с коррупционными проявлениями жители ВКО не прочь обратиться к законодательству (табл. 4). Так, чуть меньше половины (42%) заглядывало в Уголовный Кодекс РК, и треть (34,4%) знакомо с законодательством в сфере административных нарушений.  Еще для трети граждан полезным оказался Закон РК «О борьбе с коррупцией».  Все это свидетельствует о том, что безграмотными в правовом отношении наших граждан назвать сложно. Однако мероприятия проекта, проведенные помимо исследования, свидетельствуют о том, что многие граждане чувствуют себя недостаточно уверенно в знании своих прав, а, следовательно, и обязанностей, что может также становиться поводом для нарушения закона.

Таблица 4

Вопрос: Приходилось ли Вам в своей практике (при столкновении с коррупционными проявлениями) обращаться к следующим нормативно-правовым актам?

Уголовный кодекс Республики Казахстан

42,0%

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях

34,4%

Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией»

27,4%

Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан

17,2%

Терпимость к коррупции

Как показала таблица 3, нередко граждане сами выступают инициаторами коррупционных сделок. И большинство не видит ничего плохого в том, чтобы решать проблемы подобным образом.  Только каждый пятый (20%) однозначно ответил «Нет» на вопрос «Допустимо ли решать некоторые вопросы «неофициальными путями?». Тех, кто однозначно ответил «Да», к сожалению, больше – 28%. Большинство же (52%) сказали, что все «зависит от ситуации». Среди молодых людей показатели еще более «пугающие»: «Нет» —  12%, «Да» — 24% и 63% — «Зависит от ситуации». Это свидетельствует о том, что атмосфера нетерпимости к коррупции в обществе не создана, достаточно большая часть населения потенциально готова к тому, чтобы нарушить закон и решить свои проблемы любым имеющимся способом. А среди молодежи, которая является будущим нашего государства (которое, к слову сказать, уже «не за горами»), потенциальных коррупционеров еще больше.

Вопрос: Допустимо ли, на Ваш взгляд,

решать некоторые вопросы «неофициальными» путями?

Рис. 3

Как видно на рисунке 4 столкнувшись с фактом коррупции, став свидетелем вымогательства со стороны должностного лица или злоупотребления служебным положением, далеко не каждый человек, обратится по этому случаю в правоохранительные органы: лишь 4 % граждан заявили об этом с полной уверенностью и еще 6% сказали, что поступили бы так в большинстве случаев. Большинство же граждан (48%) говорят, что все зависит от ситуации, а 37% открыто признаются, что не стали бы этого делать – «Не буду обращаться, этим должны заниматься соответствующие органы» (это на 8% больше в сравнении с результатами прошлого года). В сельской же местности таких людей и того больше – 43%.

В ходе семинаров было высказано неутешительное мнение представителей некоторых организаций, занимающихся решением проблем коррупции. Зачастую, даже те, кто на первых порах решаются сообщить о коррупционном правонарушении, в последствии сами отказываются участвовать в разбирательстве дела. Можно предположить, что люди боятся негативных последствий для себя и своей семьи. А может быть, просто не хотят обременять себя лишними проблемами, успокаивая свою совесть тем, что, сообщив «куда следует», они уже выполнили свой гражданский долг.

Таким образом, в настоящее время в Восточном Казахстане практически не наблюдается общественной поддержки антикоррупционных инициатив.

Вопрос: Если Вы стали свидетелем коррупционных нарушений, то…

 

Рис. 4

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ

В таблице 5 приведен «рейтинг» основных, по мнению граждан, причин распространенности коррупции. По мнению граждан, причиной того, что человек дает взятку должностному лицу, чаще всего служит то, что «так гораздо быстрее и проще решить любой вопрос» — 52%, а во многих случаях «Должностное лицо искусственно затягивает решение вопроса, настаивая на даче взятки» — 31%.  Еще одним распространенным поводом для дачи взятки является стремление таким образом избежать или уменьшить степень административной и/или уголовной ответственности за совершенные нарушения (23%), а, возможно, и просто обойтись наименьшими затратами (21%). 

Таблица 5

Вопрос: Что, на Ваш взгляд, чаще всего служит причиной дачи взятки или оказания «услуг» должностному лицу, от которого зависит решение интересующего вопроса?

Так гораздо быстрее и проще решить любой вопрос

51,5%

Должностное лицо искусственно затягивает решение вопроса, настаивая на даче взятки

30,8%

Есть надежда, что это поможет избежать или уменьшить степень административной и/или уголовной ответственности за совершенные нарушения

23,1%

Решение вопроса таким способом обойдется гораздо дешевле

21,1%

Привычка все вопросы решать подобным образом, не задумываясь о том, что есть другие способы

18,1%

Другой (законной) возможности решить определенный вопрос не существует

15,1%

Другое

0,7%

Согласны граждане и с тем, что на уровень распространенности коррупции в обществе непосредственно влияют административные барьеры (табл. 6).  Так, 38% опрошенных согласны с тем, что распространению коррупции способствуют слишком долгие сроки законных способов получения услуг, а также большие очереди. 30% респондентов уверены, что имеет место необоснованное откладывание решения вопроса. Значительными барьерами считают люди и слишком большое количество кабинетов, в которые нужно обратиться для решения вопроса (25%), а также необходимость предоставления большого перечня документов (21%).

Таблица 6

Вопрос: На Ваш взгляд, какие из административных барьеров

в большей степени способствуют распространению коррупции?

Слишком долгие сроки получения услуги

38,5%

Большие очереди

38,1%

Необоснованное откладывание решения вопроса

30,1%

Слишком много кабинетов

25,1%

Большой перечень документов для оформления

20,7%

Отсутствие разъяснительной информации

15,7%

Повторное требование документов в каждой инстанции

14,0%

Отсутствие персонала на рабочем месте, некомпетентный, недоброжелательный персонал

13,7%

Неудобное время и дни работы в организациях

13,0%

Высокая стоимость услуги

12,7%

Жесткие сроки сдачи документов и штрафы за их нарушение

9,4%

Неудобные / непонятные формы бланков для заполнения

8,4%

Трудно или невозможно дозвониться

8,0%

Необходимость оплаты за одну услугу по разным квитанциям

6,0%

Отсутствие бланков, высокая стоимость бланков

4,7%

Место оплаты находится далеко от места оказания услуги

4,7%

Другое

1,0%

 

ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР

Относительно мер, предпринимаемых государством для борьбы с коррупцией, мнение граждан однозначное: эффективными их считает лишь 4% граждан.  Большинство (54%) считают государственные меры малоэффективными, 25% — что эти меры не имеют никакого эффекта и еще 4% — что они имеют даже скорее негативный эффект (рис. 5). К слову сказать, в прошлом году респондентов, которые бы определили государственные меры как негативные, было гораздо больше – 26%. 

Вопрос: Как бы Вы оценили меры, предпринимаемые государством

по борьбе с коррупцией?

Рис. 5

Таким образом, несмотря на огромную работу по проведению антикоррупционных мероприятий, эффективность государственных мер остается невысокой, возникает обратный эффект – чем больше говорится и пишется о коррупции, тем лояльнее относятся граждане к этому социальному злу.  Возможно имеет место быть так называемый «эффект рекламы» и PR коррупции.

Одним из активно пропагандируемых инструментов в противодействии коррупции остаются телефоны доверия, которые многократно размещаются на сайтах, в СМИ и наружной рекламе.  Однако, как показало исследование, этот инструмент борьбы с коррупцией не пользуется популярностью среди населения нашей области (рис. 6).  Лишь 7% опрошенных когда-либо в жизни пользовались системой телефонов  доверия.

Вопрос: Доводилось ли Вам когда-либо пользоваться системой телефонов доверия для сообщения о коррупционных правонарушениях?

Рис. 6

Если при этом вспомнить, что (согласно табл. № 3) 56% граждан так или иначе за последний год сталкивались с проявлениями коррупции и примерно 60% (согласно рис. 4) не исключают возможности того, что могли бы обратиться в правоохранительные органы в случае столкновения с фактом коррупции, процент тех, кто пользовался системой телефонов доверия, очень и очень низок. Так почему же люди не пользуются телефонами доверия?

Респонденты указывают несколько причин этого (табл. 7). Во-первых, не каждыйрешится сообщить о коррупционном правонарушении, указав личные данные, во-вторых, люди считают систему телефонов недостаточно эффективной, указывая на то, что заявления не всегда рассматриваются.  Возможно, это и не соответствует действительности, но в общественном сознании появляется уверенность – реакции на мое заявление нет, значит, система не работает, значит, в следующий раз не буду тратить на это свое драгоценное время.  Еще одной из причин граждане называют отсутствие информации о номерах телефонов, а также тот факт, что номера телефонов часто меняются, и очень сложно бывает найти нужный номер.

Таблица 7

Вопрос: Насколько, на Ваш взгляд, эффективна система телефонов доверия?

 

Недостаточно эффективна, не каждый решится сообщить о коррупционном правонарушении, указав личные данные

38,3%

Затрудняюсь ответить

34,3%

Недостаточно эффективна, заявления принимаются, но не всегда рассматриваются

19,7%

Неэффективна, люди не информированы о номерах телефонов

16,3%

Неэффективна, номера телефонов меняются, быстро устаревают, трудно узнать нужный номер

10,3%

Система эффективна

6,0%

При дальнейшем планировании форм и методов сбора информации от граждан стоит обратить на то, что наиболее удобной формой обращений (табл. 8) граждане считают виртуальные общественные приемные или обращения по электронной почте (35%). Особенно это актуально для молодежи, среди них доля тех, кто отдал предпочтение современным технологиям – 51%. На втором месте по значимости персональные ящики руководителей государственных органов (для личного вскрытия) (28%). Телефоны доверия в этом списке стоят лишь на 4-м месте по уровню удобства.

Таблица 8

Вопрос: Какие формы, на Ваш взгляд, наиболее удобны для обращения в государственные органы по факту коррупционных правонарушений?

Виртуальные общественные приемные  или обращения по электронной почте

35,2%

Персональные ящики руководителей государственных органов (для личного вскрытия)

27,9%

Ящики для обращений в государственные органы

20,5%

Телефоны доверия

19,1%

Книги жалоб и предложений

10,7%

Другое

4,7%

При проведении анализа было чрезвычайно важно выяснить, на какой именно государственный орган полагаются наши граждане с точки зрения своей защиты при фактах вымогательства, взяточничества и т.д. Более всего в вопросе защиты от коррупционных проявлений граждане надеются на КНБ (34,7%), а также прокуратуру (31,3%). Остальные органы защиты гораздо менее популярны, они получили примерно равное количество голосов жителей (~8%  +2%).

Вопрос: Какой государственный орган, на Ваш взгляд, способен наилучшим образом защитить гражданина от коррупционных проявлений?

Рис. 7

РЕКОМЕНДАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ

Одним из самых важных аспектов опроса стал вопрос о том, какие именно меры помогут в борьбе с коррупцией, позволят реально снизить её уровень (табл. 9).  Каждый второй – за ужесточение законов – однако, следует помнить, что коррупция живуча и обладает крайне высоким уровнем приспособляемости. Ужесточение законов и наказаний, увеличение размера штрафов ведет к тому, что параллельно растут размеры требуемых взяток: должностные лица хотят «окупить» свои «риски». При разработке действенных мер скорее следует обратить внимание на неотвратимость наказания, на то, чтобы существующие законы – достаточно строгие! – выполнялись, на то, чтобы взяточники – если это доказано! – сидели в тюрьме или теряли свои должности, блага и т.д.

Вместе с тем, не следует забывать, по мнению граждан, и о моральном воспитании нетерпимости к коррупции среди населения. Здесь может быть применен широкий спектр различных подходов и методов: широкое привлечение населения и общественных объединений к борьбе с проявлениями коррупции, воспитание законопослушания, разъяснительная и правовая работа среди населения, широкое освещение в средствах массовой информации антикоррупционной тематики.

По мнению граждан у правоохранительных органов достаточно полномочий для того, чтобы борьба с коррупцией и коррупционерами была эффективной, в настоящее же время, считают респонденты гораздо важнее направить усилия на улучшение координации их деятельности (22,2%).

Отдельно нужно отметить, что постепенно к гражданам приходит осознание необходимости  внедрения стандартов оказания государственных услуг(18%), как одного из инструментов повышения качества услуг, прозрачности процесса их оказания, а следовательно и снижения уровня коррупции.

Наряду с этим 17% граждан считают необходимым повышение оплаты труда государственным служащим. Среди самих госслужащих тех, кто согласен с данным утверждением 49%. С одной стороны можно рассматривать такой ответ, как попытку «оправдать» коррупционеров — «берут взятки, только потому, что не хватает средств». А с другой стороны, «популярность» данного варианта ответа может объясняться использованием людьми любых возможностей для лоббирования своих интересов – «не важно поможет ли это снизить, коррупцию, зато, если «наверху» прислушаются к результатам исследования, улучшится мое собственное благосостояние».

Показательно, что в числе тех, кто считает повышение оплаты труда государственным служащим действенной мерой в борьбе с коррупцией,нет ни одного представителя категории «Индивидуальный предприниматель».

Таблица 9

Вопрос: Что, по Вашему мнению, в первую очередь будет способствовать

снижению уровня коррупции в обществе?

Ужесточение законов

50,8%

Неотвратимость и жесткость наказаний за коррупционные деяния

48,5%

Более четкая координация деятельности правоохранительных органов

22,2%

Наличие стандартов оказания государственных услуг и их повсеместное внедрение

17,8%

Повышение оплаты труда государственным служащим

17,2%

Более широкое привлечение населения и общественных объединений к борьбе с проявлениями коррупции

17,2%

Усиление роли судов

16,5%

Систематическое воспитание законопослушания, разъяснительная и правовая работа среди населения

15,8%

Более широкое освещение в средствах массовой информации антикоррупционной тематики

14,5%

Предоставление более широких полномочий правоохранительным органам

7,7%

Другое

1,0%

 

Related Post

Приглашаем на онлайн-визит в Областной детский биологический центрПриглашаем на онлайн-визит в Областной детский биологический центр

Команда СКФ «ЗУБР» предлагает посетить Областной детский биологический центр (г. Семей). Представители проектной команды покажут свою площадку, ответят на все вопросы, поделятся опытом внедрения зеленых технологий.   Цель проекта: популяризация

В городе Караганда проходит семинарВ городе Караганда проходит семинар

Сегодня стартовал двухдневный семинар-тренинг в городе Караганда «ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ: ТОЧКИ РОСТА», проводимый в рамках проекта СКФ «ЗУБР» по проведению серии обучающих мероприятий и обменных визитов для действующих проектов ПМГ

В Восточно-Казахстанской области начал свою работу Ресурсный исследовательско-аналитический центр для молодежи и молодежных организаций.В Восточно-Казахстанской области начал свою работу Ресурсный исследовательско-аналитический центр для молодежи и молодежных организаций.

Казахстан находится на пороге нового исторического достижения – вхождение в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Одним из условий достижения этой цели является развитие человеческого потенциала.   Особая роль отводится молодежи